- РОССТАТ информирует
4.апрель 2021 г
Скорректирован порядок оспаривания решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата
В частности, установлено, что жалоба на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в соответствующую избирательную комиссию в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае его обжалования, может быть подана в суд в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
Жалоба на решение или действие (бездействие) комиссии или ее должностного лица, нарушающее избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, подается в комиссию, уполномоченную на ее рассмотрение, непосредственно либо через комиссию, решение или действие (бездействие) которой (должностного лица которой) обжалуется.
Решение комиссии, принятое по жалобе на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, может быть обжаловано только в суд.
Закреплено, что решение комиссии о регистрации кандидата не может быть отменено судом в связи с нарушением требований, предъявляемых к оформлению документов, если избирательная комиссия не известила кандидата об этом, при том, что такие нарушения являлись для нее очевидными (не требовали дополнительной проверки) и не могли быть известны кандидату на момент представления документов.
Кроме того:
уточняются нормы, касающиеся окончания агитационного периода при многодневном голосовании;
устанавливается подсудность административных дел об определении срока назначения выборов в органы публичной власти федеральных территорий.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предусматривается, что положения статей 49, 75 и 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), статей 51 и 63 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после дня его вступления в силу.
С 1 июля 2021 года наличие иностранного гражданства либо вида на жительство будет являться основанием для увольнения с госслужбы
В ряд законодательных актов внесены уточнения, касающиеся ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы и иных должностей в связи с наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо права на постоянное проживание в нем.
Устанавливается запрет замещать указанные должности, несоблюдение которого служит основанием для отказа в приеме на соответствующую службу или назначении на соответствующую должность, а также для расторжения служебного контракта, трудового договора или досрочного прекращения полномочий.
Гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном Президентом РФ, может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.
Государственный или муниципальный служащий, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном Президентом РФ, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность при условии, что при замещении таких должностей не требуется оформление допуска к государственной тайне.
Данные положения не распространяются на граждан РФ, претендующих на замещение должности прокурора или руководителя федерального государственного органа либо замещающих указанную должность.
Государственные и муниципальные служащие, должностные лица и работники, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, обязаны сообщить соответствующим должностным лицам такие сведения в течение десяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона указанные лица могут продолжить проходить службу (работать) на замещаемых ими должностях при условии представления документов, подтверждающих намерение прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
По истечении шести месяцев и при непредставлении документов, подтверждающих прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, они подлежат освобождению от замещаемых должностей и увольнению со службы (с работы).
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Расширены цели ипотечного кредитования с предоставлением мер господдержки семьям с детьми
Мера господдержки в виде полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) в сумме не более 450 тысяч рублей предоставляется матери или отцу, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родился третий ребенок или последующие дети, и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Согласно принятому закону целью такого ипотечного кредита (займа) в числе прочего может быть:
строительство на территории РФ объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
приобретение объекта ИЖС, строительство которого не завершено;
уплата (внесение) паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива и др.
Подписан закон о системном изменении регулирования в сфере кадастрового учета и госрегистрации прав на объекты недвижимости
В целях повышения качества и доступности государственной услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав законом закрепляются полномочия федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу регистрации прав и осуществляющего полномочия в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.
Урегулированы вопросы взаимодействия между многофункциональными центрами, учреждением, наделенным указанными выше полномочиями, и Росреестром, что позволит оптимизировать процесс проведения правовой экспертизы и сократить сроки рассмотрения документов.
Вносимыми изменениями уточняются основания и перечень лиц, по заявлениям которых осуществляются кадастровый учет и госрегистрации прав, конкретизируется состав сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Минстрой России будет единолично осуществлять регулятивные полномочия в сфере организационно-технических вопросов функционирования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства
Ранее указанные полномочия осуществлялись Минстроем России совместно с Минцифры России.
Теперь Минстрой России, являющийся государственным заказчиком указанной системы и ответственный за координацию работ по ее созданию, эксплуатации и модернизации, будет единолично исполнять функции по утверждению подзаконных актов, регламентирующих требования к системе и порядок ее работы.
С 1 января 2022 года вступают в силу масштабные изменения в законодательство о недропользовании
Поправками, в числе прочего:
уточнены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования;
предусмотрено предоставление участков недр с ограничением по глубине или без такого ограничения в соответствии с лицензией на пользование недрами;
скорректированы положения, касающиеся сроков пользования участками недр, порядка предоставления права пользования участками недр, лицензирования пользования недрами;
введены положения, касающиеся реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр;
уточнены ограничения и запреты пользования недрами;
предусмотрены процедуры приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами;
закреплено, что положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования пользования недрами;
признано утратившим силу, в том числе Постановление Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами".
Установлены требования к распространению социальной рекламы в сети Интернет
Федеральный закон от 30.04.2021 № 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Закреплены понятия "рекламная система", "оператор рекламной системы" и "прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Для обеспечения равных условий распространения социальной рекламы в сети Интернет в соответствии с требованиями, указанными в части 3 статьи 10 Федерального закона "О рекламе", Правительство РФ по представлению Минцифры России определяет некоммерческую организацию, осуществляющую функции оператора социальной рекламы. Срок полномочий оператора социальной рекламы составляет пять лет.
Определены полномочия оператора. Он, в том числе осуществляет сбор и учет сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы в сети Интернет рекламораспространителями, владеющими сайтами, доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей на территории РФ, для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в сети Интернет, а также сбор и учет прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в сети Интернет, представляемых такими рекламораспространителями.
Оператор социальной рекламы не вправе взимать плату с рекламодателей за распространение в сети Интернет социальной рекламы.
Социальная реклама, распространяемая в сети Интернет, должна содержать пометку "Социальная реклама", а также указание на рекламодателя социальной рекламы и на сайт, страницу сайта, содержащие информацию о рекламодателе социальной рекламы.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Подписан закон о переходе к "прямым" выплатам пособий по нетрудоспособности органами ФСС РФ
Реализуемый в ряде субъектов РФ пилотный проект "Прямые выплаты", предусматривающий назначение и выплату страхового обеспечения, в том числе пособий по больничным листкам, территориальными органами ФСС РФ, показал положительные результаты.
Принятым законом закреплен переход всех субъектов РФ на новый механизм выплат страхового обеспечения.
Законом вносятся изменения в ряд федеральных законов, в том числе "Об основах обязательного социального страхования" "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Законом, в частности:
уточняются права и обязанности субъектов обязательного социального страхования;
определяется порядок назначения и выплаты страхового обеспечения;
предусматривается механизм возмещения излишне понесенных расходов на выплату обеспечения по страхованию;
устанавливается порядок проведения проверок полноты и достоверности документов и сведений, представляемых страхователем для назначения и выплаты страхового обеспечения;
вводится ответственность за нарушение требований законодательства о обязательном социальном страховании.
С 1 января 2023 года вступает в силу закон, направленный на формирование системы спортивной подготовки в РФ
Уточнены используемые в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" основные понятия, в том числе "спортивная подготовка", "тренер-преподаватель".
Устанавливается структура системы спортивной подготовки, которая включает в себя, в том числе:
федеральные стандарты спортивной подготовки;
примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;
организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;
тренеров-преподавателей, иных специалистов в области физической культуры и спорта, лиц, проходящих спортивную подготовку включая обучающихся, родителей (законных представителей) таких несовершеннолетних лиц.
Организации, реализующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона программы спортивной подготовки, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности не позднее 1 сентября 2023 года. До момента получения лицензии на осуществление образовательной деятельности такие организации осуществляют образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам на основе временной лицензии, выдаваемой лицензирующим органом в порядке, установленном Правительством РФ. Такая временная лицензия действует до 1 сентября 2023 года.
Кандидатура на должность руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья подлежит обязательному согласованию с Минздравом России
Как отмечает законодатель, данное решение позволит обеспечить реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной политики в сфере охраны здоровья граждан для достижения поставленных государственных целей.
Уточнен перечень оснований досрочного увольнения с военной службы, предусматривающих обязательное возмещение расходов, затраченных на военную или специальную подготовку военнослужащего
К числу таких оснований отнесено также, в частности:
увольнение в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении;
отказ в допуске к государственной тайне или лишение указанного допуска (в том числе в связи с наличием у военнослужащего статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, нарушением взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны);
в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья должно проверяться призывной комиссией
Установлено, в частности, что наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта РФ в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта РФ проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.
Кроме того, внесены уточнения в статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся выбора врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста.
При размещении государственного оборонного заказа исключается обеспечение исполнения государственных контрактов, в отношении которых будет осуществляться не только банковское, но и казначейское сопровождение расчетов
Кроме того, контролирующий орган наделяется правом выдавать хозяйствующему субъекту требование в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Срок выполнения требования должен составлять не менее чем десять дней с момента его получения. Указанный срок может быть продлен контролирующим органом при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок требование не может быть выполнено
Контролирующий орган должен быть уведомлен о выполнении требования в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.
Для организаций ОПК исключены избыточные требования при осуществлении расчетов
В Закон "О государственном оборонном заказе" включено положение, в соответствии с которым требования пунктов 3, 4, 6, 7 и 11 части 1 и пунктов 2, 3, 4, 6, 7 и 12 части 2 статьи 8 Закона не применяются в отношении заключаемых головным исполнителем, исполнителем контрактов, расчеты по которым осуществляются в соответствии с подпунктами "б", "б.1", и (или) "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Закона.
Таким образом, требования касающиеся, в частности, указания идентификатора государственного контракта, а также использования отдельного счета не применяются при расчетах в отношении поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по ценам (тарифам), подлежащим госрегулированию, оплате расходов на электрическую энергию и некоторых иных случаях.