Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Муниципальное образование "Вышневолоцкий район"
официальный сайт

Григорий Сорока: бремя таланта

  • 5 Декабря 2018

    Григорий Сорока: бремя таланта

    В Овсищенской библиотеке состоялся вечер, посвященный 195-летию со дня рождения Григория Сороки – одного из самых одаренных учеников Алексея Венецианова, живописца, ставшего последним и ярчайшим представителем русских крепостных художников.

    Хозяйка книжного дома Галина Громова встречала гостей, среди которых были руководитель управления по делам культуры, молодежи и спорта администрации Вышневолоцкого района Ольга Калинина, директор центральной библиотеки Ирина Арефьева, директор Вышневолоцкого краеведческого музея Светлана Шкивидорова, жители поселения, преподаватели и ученики местной школы. Ребята поучаствовали и в театрализованной постановке, иллюстрирующей рассказ о детских и юношеских годах будущего художника.

    На мини-выставке расположились книги, альбомы, автопортрет – все, что непосредственно касается творчества Сороки. Его биография изучена достаточно хорошо, известное наследие составляет около 40 полотен, находящихся в четырех музеях: больше всего в Русском – 12 картин и областном в Твери – 9. А сколько погибло или утеряно? Его произведения были деталями интерьера или товаром, впрочем, как и он сам.

    Григорий (Васильев сын) родился в семье крепостных, принадлежащей помещикам Милюковым, в деревне Покровское Вышневолоцкого уезда. За живой нрав, наблюдательность, сообразительность мальчик получил прозвище Сорока, ставшее впоследствии фамилией. К 18-летию он попал в усадьбу Островки «казачком», то есть прислугой для мелких поручений. Здесь юношу и его интерес к рисованию приметил Венецианов, взявший смышленого паренька в ученики.

    Алексей Гаврилович открыл много самородков-живописцев, семерых ему удалось выкупить, но Григория, превосходившего талантом прочих, помещик отпускать не захотел. После обучения ему уготована была необременительная должность садовника, а также личного художника семьи Милюковых. Ни о каком творческом росте, развитии мечтать больше не приходилось, а после смерти Венецианова двери в мир искусства закрылись для Сороки навсегда. Он начал сильно выпивать. Отмену крепостного права встретил уже почти 40-летним семейным мужчиной, имел добротный дом и неплохой доход от писания икон… Но долгожданная воля обернулась горькой насмешкой: лучшие годы были утеряны. Обиженный на бывшего хозяина, Сорока пробовал жаловаться, но, подвергнутый аресту, понял, что даже свобода не дает ему ни прав, ни защиты. В начале мая 1864-го способом свести счеты с жизнью для него стала петля.

    Как самоубийца, художник был погребен за церковной оградой, могилу обихаживали родные, но потом неприметный холмик сравнялся с землей. Лишь в 2006 году на примерном месте захоронения поставили памятник.

    Гости библиотеки посмотрели фильм о судьбе живописца «Нити из прошлого». Выступление о связи творчества Сороки и работавших в тех же краях Левитана, Жуковского, Коровина подготовил удомельский краевед Дмитрий Подушков. Он обратил особое внимание на то, что вечер проходит в тех самых стенах главного дома усадьбы Островки, помнящих и Венецианова, и Сороку, ставших немыми свидетелями трагедии крестьянского юноши, талант которого оказался бременем для него.

    В настоящее время идет реконструкция здания, оно все больше напоминает то, что запечатлено на картинах часто гостившего здесь Станислава Жуковского. Дмитрий Леонидович признался, что всегда ставит в пример отношение руководства Вышневолоцкого района к культуре, сохранению памяти о знаменитых земляках, и справедливо отметил, что дело не только в деньгах – их можно найти. Здесь же смогли найти любовь – к малой родине, ее истории, «к отеческим гробам». А это самое главное.

    Людмила ВЛАСОВА
    Фото автора




Возврат к списку