Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Муниципальное образование "Вышневолоцкий район"
официальный сайт

На стройке века

  • 25 Октября 2018

    На стройке века

    Валерий Николаев. Орнитолог, доктор биологических наук, старший научный сотрудник национального парка «Валдайский».

    – Перед демобилизацией я ехал до Февральска на поезде по новенькому отрезку Бама, где мне был знаком каждый поворот, каждый неприметный пикетный столбик. Ведь эту дорогу строил я сам... 

    Участие моего поколения в комсомольской жизни на рубеже 1970–1980-х связано прежде всего с созидательным трудом в самых разных регионах страны. Уже 34 года минуло, как я вернулся со службы на Байкало-Амурской магистрали, но те события до сих пор свежи в памяти.

    На БАМе работали и гражданские, и военные строители. За последними был закреплен восточный участок магистрали, имевший особо сложные условия прохождения трассы – через крутые сопки, глубокие распадки и бесконечные болота-мари.

    Первым пунктом нашей дислокации в апреле 1983-го стал разъезд Утиный в Амурской области, в 18 километрах восточнее строящегося поселка Февральск, куда мы, сержанты, прибыли из подмосковного учебного полка. Нам предстояло выправить недавно уложенный железнодорожный путь на протяжении 40 километров до разъезда Янсай. Рельсовые секции, скрепленные шпалами, извивались по насыпям как змея. Требовалось выровнять их в профиле и в плане, то есть так, чтобы они были ровными при взгляде сбоку и сверху. Наше звено комплектовалось дизелем на тележке, питавшим электроэнергией пневматические молотки, с помощью которых затрамбовывали под деревянные шпалы песок и щебенку. Впереди шли солдаты, устанавливая через каждые семь шпал по паре домкратов для подъема рельсошпальной решетки на нужную высоту. Нормы выработки с каждым разом росли: с 300 до 500–600 метров пути, а в итоге мы проходили по 800–900 за дневную смену, длившуюся порой по 12 часов. К середине июня небольшая часть нашей роты продолжала путевые работы в глухих местах у разъездов Исса и Ледяной.

    …На привокзальной площади в Февральске стоит небольшой обелиск – на камне-валуне укреплен кусок рельса и табличка с надписью «В память о строительстве БАМа воинам-железнодорожникам 1974–1994 гг.», а под ней дан перечень из двадцати войсковых частей в четыре столбца. Во втором второй сверху указана войсковая часть 51128 – номер, определивший для меня, быть может, одну из самых памятных вех жизни.

     




Возврат к списку